Подструктура психологии управленческих воздействий


Подструктура психологии управленческих воздействий
Всякое управление только тогда что-нибудь стоит, когда вносит реальный вклад в результаты деятельности управляемой организации и достигает при том стоящих перед ним целей. Ему постоянно приходится разрешать противоречия между управляемостью объекта управления (его податливостью управлению) и собственными возможностями взять под контроль все причины, обуславливающие состояние и изменения объекта управления. Управление обязано постоянно стремиться к разрешению, ослаблению, ограничению самопроизвольных изменений объекта управления, владеть ситуаций управления, держать ее под своим контролем, используя все имеемые в распоряжении средства. Поэтому субъект управления должен быть озабочен созданием эффективного комплекса управленческих воздействий.

В управлении ПОО. как известно, есть внутренняя и внешняя сферы (контуры) управления. Внутренняя – сам ПОО, его персонал, управленческо-правовая, управленческо-материальная подсистемы (см. Психологическая подсистема управления). Психологические аспекты управленческих аспектов воздействия на нее рассматриваются в специальном разделе Энциклопедии (см. Раздел 14. Психология работы с персоналом правоохранительных органов). Внешняя сфера – законность и правопорядок на обслуживаемой ППО территории. Субъектом воздействий на нее выступает весь ПОО, возглавляемый руководителем. Средства, способы, методы воздействий – правовые, социальные, организационные, педагогические, психологические, технические.

Подструктура психологии управленческих воздействий включает: 1) весь комплекс средств, способов и методов воздействий, принимаемых управленческих решений в их влиянии на психологические факторы, обуславливающие состояние законности и правопорядка (см. Криминальные факторы, влияющие на психологию населения, состояние законности и правопорядка, Криминогенные факторы, влияющие на правовую психологию населения, Правовые факторы, влияющие на правовую психологию населения, Система факторов, влияющих на правовую психологию населения, Фоновые факторы, влияющие на правовую психологию населения), 2) психологические установки персонала, использующего различные средства способы и методы воздействий, ориентация их на достижение не только чисто правового, но и психологического результата, 3) специальная психологическая подготовленность персонала к использованию психологически методов, приемов и технологий в своей ПД и практическое использование их в своей работе (см. Профессионально-психологическая подготовленность руководителя ПОО, Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника), 4) привлекаемые к решению задач укрепления законности и правопорядка возможности других организаций (в т.ч. СМИ), общественных структур, граждан для формирование правовой психологии населения и устранению психологических причин и условий правонарушений.

 Психологически значимыми критериями системы воздействий и ее элементов выступают: психологическая действенность, социальная, правовая, моральная зрелость, системность (сбалансированность по уровням и службам, у совместно работающих сотрудников), диапазону охвата (все ли значимые психологически факторы подвергается воздействию), непосредственных и отсроченных (отдаленных последствий). Сиюминутная целесообразность воздействий должна оцениваться и по возможным отдаленным последствиям. Например, административно-командный стиль управления внешне выглядит деловым. решительным, эффективным, действенным, быстро дающим требуемые результаты. Однако присущие ему императивные, не терпящие возражений решения, принудительные методы обеспечения их выполнения, активное использование наказаний и страха людей перед ними влечет за собой вредные психологические последствия. Это убедительно доказала массовая практика его долгого применения в СССР, которая приучила постепенно людей к слепому послушанию, работе по указаниям, пассивности, боязни сделать что-то по своему и лучше, перестраховке, работе с установкой на избегание неудачи, а не результат, безразличию к положению дел, исполнительской безответственности («кто решает – тот и отвечает, а я делаю, что прикажут»), сдерживанию своих инициатив, неполному проявлению своих возможностей и способностей на работе.

(А.М. Столяренко)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Подструктура психологии управленческих воздействий" в других словарях:

  • Ценностно-целевая подструктура управления — Всякое управление призвано быть целевым и обеспечивать достижение целей управляемой социальной системы. Оно должно собирать и направлять усилия и возможности всего персонала на достижение общих целей, стоящих перед управляемой социальной системой …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Организационно-деятельностная психологическая концепция управления — Разработана в 1980 1982 г.г. проф. А.М. Столяренко. Ее приоритеты – человек в системе управления, социальные цели, ценности, психология организации управления и организационного климата, психологические механизмы самоорганизации деятельности… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Требовательности в управлении психология — Одно из активно действенных проявлений управления, средств реализации властных полномочий, проведения в жизнь планов и решений, достижения поставленных целей. Его назначение – доводить до каждой структурной единицы и члена организации энергию… …   Энциклопедия современной юридической психологии